“Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Ни о чём не думает лишь тот,кто ничего не читает”
А. Декурсель
«Читаем всей семьёй»
Традиция семейного чтения необходима в нашем современном обществе. Многие семьи в настоящее время заменяют книги цифровыми технологиями. Все чаще родители предпочитают увлечь детей не книгой, а мультфильмом или компьютерной игрой.
А как приятно собраться всей семьёй и почитать вслух книгу. Что может быть лучше, ближе, роднее тех людей, которые собираются вместе и с увлечением проживают увлекательные истории литературных героев.
Семейное чтение — один из самых радостных моментов общения родителей и детей и лучший способ с ранних лет прививать ребенку вкус к литературе. Как правило, лучшее время для семейного чтения — это вечер.
Плюсы семейного чтения:
- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
- Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать вас волшебником, создающим магию из слов.
- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
Если следовать указанному ниже алгоритму, то ребенок будет также развивать свою речь, учиться думать, анализировать и понимать произведения. И это, конечно же, очень пригодится ему при обучении в школе.
Алгоритм семейного чтения:
- При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
- Во время чтения останавливайтесь и спрашивайте ребенка о понимании некоторых трудных слов.
- После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?
- Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
- Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
- Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.
Таким образом, вы сможете не только взрастить вдумчивого читателя, но и развить речь и мышление своего ребенка.
Также вы можете предложить своему ребенку сочинить свою собственную книгу. Это увлекательнейшее и очень полезное упражнение. Вникнув в процесс создания произведений, вложив в рассказы свой труд и творческую энергию, ребенок начнет более внимательно и чутко относиться к произведениям других авторов. Приятным бонусом от создания книги будет более развитая речь, повышение грамотности, внимания и аккуратности.
Советую воспользоваться уже готовым сборником, где ребенок по заданным словам сочиняет свои собственные творения, которые потом с удовольствием прочтет в семейном кругу.
Читаем стихи
Денис Фарутин - стихотворение «Ленинградец» (С.Сухонин)
Поэтический марафон "Югра-земля моя"
Участником поэтического интернет-марафона стал ученик 5 класса Фарутин Денис. Он поздравляет родной край с наступающей праздничной датой.
"В честь павших и живых"Д. Попов "22 июня"
Читает Коновалова Татьяна.
СТИХИ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ!
Степнякова Диана, ученица 10 класса
Зачем читать художественную литературу? У каждого есть свой ответ на этот вопрос. Ученые считают, что от чтения зависит будущее каждого из нас. Как это? Ведь в этих произведениях много непонятного, незнакомого? Почему великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете сказал, что и в свои 80 лет еще не научился читать по-настоящему?
На эти и другие вопросы помогает ответить данный раздел.
В наши дни люди читают очень много на самом деле. Бесчисленные сообщения, лента новостей нон-стоп, любимые блоги в Интернете… Но книги ничто не заменит. Именно чтение книг помогает человеку совершенствоваться так, как ни один другой способ. Чтение книг — универсальный способ сохранить живой ум даже в старости. Способность переводить слова в мысленные образы хорошо сказывается на когнитивных функциях. Когда ты читаешь, твой словарный запас становится богаче, память улучшается, ты сам становишься интересным рассказчиком.
Кто такой читатель?
Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному… Но, к сожалению, это совсем не так. Почему?
Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание – оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца
Когда известный писатель Владимир Набоков занимался преподавательской деятельностью в США, он всегда предлагал своим студентам тест – десять определений читателя, из которых они должны были бы выбрать четыре, в сумме дающих “настоящего читателя”. Попробуйте сделать свой выбор из предложенных определений.
Определения были примерно следующими:
- Читатель — это член общества книголюбов.
- Читатель приравнивает себя к герою или героине литературного произведения.
- Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.
- Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами.
- Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой
- Читатель должен быть начинающим автором.
- У читателя должно быть развито воображение.
- Читателю необходима память.
- У читателя должен быть богатый словарный запас.
- Читатель должен любить искусство.
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. С. Я. Маршак
Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как читать – вот в чем главное дело. К. Д. УшинскийЧтение хороших книг должно быть неторопливым и бережным, надо чувствовать, что они писались именно так. Г. Торо
Писатель пишет только половину книги: вторую половину пишет читатель. Д. Конрад
Для вдумчивого читателя читать книгу значит пытаться понять, узнать образ мышления чужого человека, заглянуть в глубины его души и попытаться подружиться с ним. Г. Гессе
Чтение - ничто. Осмысленное чтение кое-что. Чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство. А. С. Пушкин
Из чего состоит книга
Настоящий читатель знает, из чего состоит книга, что она в себе содержит, как узнать, о чем она. Он может ориентироваться в том, как выбрать из множества книг ту, которая нужна, которая интересна. Как же не ошибиться и выбрать нужную?
Оказывается, очень просто. Ведь книга сама может многое рассказать о себе. Для этого следует познакомиться с элементами книги (или частями, из которых она состоит), по которым мы можем заранее узнать, о чем расскажет нам та или иная книга, интересна ли она нам.
О чтении книг за компьютером
Можно читать книги с кружечкой горячего чая и печеньем или еще чем-нибудь из еды. Но, как правило, читая обычную книгу, её нужно держать руками, т. к. многие книги, особенно новые, имеют свойства закрываться или просто перелистываться. Компьютер в этом плане гораздо удобнее, т. к. остаются свободными обе руки, и только периодически нужно нажимать кнопку, чтобы перейти на другую страницу.
У многих сейчас имеется постоянный доступ к Интернету, что даёт еще одно преимущество. В тексте часто можно встретить незнакомые слова и, когда попадаются такие слова, не нужно идти, брать словарь и искать это слово – просто открываешь Google и сразу находишь его значение.
Часто в книгах попадаются какие-то красивые изречения, которые хотелось бы иметь под рукой. Для этих целей есть специальный текстовый файл, куда можно добавить понравившиеся цитаты. И для этого опять же не надо идти, брать тетрадку и ручку и выписывать это предложение – просто открываешь текстовый файл и копируешь. Читатели книг на компьютере считают наиболее удобной программу под названием AlReader (официальный сайт: http://alreader.kms.ru/).
Вдумчивое чтение
Смысл в прочтении любой книги не в том, чтобы ее просто прочитать, а чтобы прочитать вдумчиво и понять идею всей книги. Вдумчивое чтение — это, наверное, самый важный навык, который нужно развивать. И вот почему:
- это помогает понять, зачем мы вообще читаем.
- Это способствует развитию критического мышления, навыков общения и понимания.
- Это главный аналитический инструмент при обучении в вузе.
- Это помогает выжить в современном мире, переполненном информацией.
Известный культуролог Д.С. Лихачев пишет: «Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение». Его поддерживает и психолог Б. М. Теплов: «Понять художественное произведение – значит прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним».
А разработчик электронной книги Amazon Kindle Джейсон Меркоски отмечает:
«Существует два вида чтения: поверхностное и глубокое. И вне зависимости от того, какой контент вы потребляете, если вы хотите усвоить его, нужно читать углубленно, проникая в смыслы и считывая нарративы. Мы не должны превращать информацию в нездоровую пищу для сознания. Книги не виртуальная реальность, это простой инструмент, но он требует использования всех возможностей мозга». О вдумчивом чтении можно написать небольшое литературное произведение в формате «даймонд».
Инструменты вдумчивого чтения
Предметные стандарты по литературе включают ряд умений, связанных с вдумчивым чтением, и считаются достигнутыми, если учащийся
- задает вопросы по тексту и отвечает на них;
- воспринимает изобразительно-выразительные средства в произведении, поэтические образы и определяет их роль в произведении;
- подтверждает свое мнение тестом;
- определяет тему и основную мысль произведения;
- выделяет в тексте «образные» слова и выражения, морально-этическую и оценочную лексику и объясняет их значение;
- сравнивает героев разных произведений;
- связывает прочитанное произведение, изображенные события, героев с примерами из собственного опыта, из других произведений;
Чтобы эти умения выработать, вам необходимо воспользоваться специальными стратегиями чтения. Использование стратегий чтения формирует умения, позволяющие взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом; включает процедуры, помогающие читателю анализировать свое понимание содержания произведения, заключенную в нем информацию и способы работы с учебным материалом.
Стратегии чтения
Дерево вопросов
Дерево вопросов поможет вам построить диалог с текстом и автором и сформулировать вопросы для глубокого чтения и понимания произведения.
Первый шаг к пониманию – это выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Думая, человек спрашивает и отвечает. Лучший способ понимания - это самостоятельная постановка вопросов к тексту. «Правильно читать» – значит уметь задавать себе и персонажам простые, но важные вопросы. «Почему он так поступил? Смог бы я так же?» Если это получается, значит, вы состоялись как читатель.
Простые вопросы. Это вопросы, которые начинаются с вопросительных слов: «КТО...? КОГДА...? ЧТО...? ГДЕ...? и др». Ответы на эти вопросы можно найти в тексте в готовом виде, они требуют найти и только воспроизвести прочитанную информацию. Ответ ищите в тексте.
Аналитические вопросы. Это вопросы, которые выясняют различные связи: причину и следствие, сходство и контрастность, временные связи и противоречия. Это вопросы на непонятное (трудно объяснимое), что-то удивительное, неоднозначные объяснения, недостаточные сведения о событии, герое, его поступках и т.п.: почему…? Как…? Зачем…? Ответ ищите в подсказках и между строк.
Глубинные вопросы. Вопросы на оценку, обобщения, личное восприятие, связь с другими произведениями, личным опытом, реальной жизнью. Это вопросы к глубокому пониманию текста: как соотносится…? Какие ценности…? Что для вас важно? Что было в вашем опыте? Что было в других произведениях? Ответ свяжите с собой, со своим жизненным опытом.
Есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Необходимо различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы).
Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Постановка разных вопросов научит вас думать над прочитанным, понимать произведение. Заданный вами вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики вашего уровня погружения в текст, показателем умения анализировать его, видеть проблемы, выявлять глубокие мысли писателя, его ценности.
Если вам необходимо читать вдумчиво, то помогут эти 10 вопросов.
Как читать стихи
«Подобно тому, как красота цветов раскрывается лишь в зелени листвы, так и стихи обретают свою силу только в мастерском чтении», - говорил индийский поэт Рабиндранат Тагор. Как при чтении прозаического произведения, так и при исполнении лирического стихотворения недостаточно просто говорить слова. Само название “лирика” напоминает нам о том, что поэтические произведения первоначально пелись под аккомпанемент лиры. Символом поэтического вдохновения считается волшебный крылатый конь Пегас. Его родителями были морской бог Посейдон и горгона Медуза. Конь летал со скоростью ветра. Жил в горах. Ударом копыта о землю Пегас выбил источник Гиппокрена («Ключ коня»), вода которого дарует вдохновение поэтам. По этой причине выражение «оседлать Пегаса» – написать вдохновенные стихи, а в более широком смысле – стать поэтом.
В мировой культуре Пегас – это символ вдохновения и покровитель всех творческих людей. Наряду с сочинением поэтических произведений их выразительное исполнение также творческий процесс. Выразительность чтения достигается при помощи выразительной триады: техники чтения, логики чтения и эмоционально-образной выразительности. Главное средство речевой выразительности – интонация произведения. Интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерений автора и осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям.
Три взаимосвязанных компонента выразительности
- Техника речи. Это владение голосом (тихо-громко, быстро-медленно), дикция, четкое и правильное произнесение звуков, слов, фраз (это техника речи и орфоэпическая грамотность).
- Логика речи. Логическая ясность - это постановка логических ударений и соблюдение логических пауз. В стихах для соблюдения ритма паузы ставятся в конце строк, для передачи смысла и логических ударений могут ставиться и в середине. Логическое ударение ставится на слова, несущие ключевое значение. Логическое ударение – выделение голосом слова, нажим голосом на слово, а логическая пауза – остановка в речи.
- Эмоционально-образная выразительность – передача настроения, чувств, мыслей автора: здесь – раздумье, а здесь – радость, восхищение, любование, грусть и т.п.
Зачем читать стихи
Что же такое Стихотворение?
Музыка нашего сердцебиения?
Нашего разума тайное пение?
Танец рассудка и воображения?
Что ты такое, Стихотворение?
Ты - вдохновение ! Ты - озарение !
Вечность, открытая нам на мгновение!
Вместе и тайна, и откровение…
- Да ! - соглашается Стихотворение.
- Все это - я , это я, без сомнения!
Я - вдохновение, я - озарение,
Неповторимое повторение,
Но, добавляет оно еле слышно,
Может, я зря выражаюсь так пышно?
Я – лишь бессмысленная болтовня,
Если читателя нет у меня.
Ты - вдохновенный и озаренный,
Ты - мой читатель, душой одаренный,
Ты мне нужнее, чем сердце в груди.
Жду. Приходи.
Стихи не только облагораживают нас духовно, но и развивают наш мозг. Исследователи из Ливерпульского университета (Великобритания), наблюдая за людьми, читавшими сочинения В. Шекспира, У. Вордсворта, Томаса Стернза Элиота и других светил английской поэзии, анализировали, как в это время работает их мозг. Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты.
Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения
Советуем читателям
Юным чтецам
Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам.
Чтобы чтецу сказали: «Какое интересное произведение! Как ты хорошо, красиво читал!», следует соблюдать ряд рекомендаций.
- Не забудьте сообщить автора и название стихотворения.
- Постарайтесь понять содержание и настроение стихотворения.
- Обратите внимание на знаки препинания.
- В каждой строке стихотворения определите ключевое слово или словосочетание.
- Подумайте, где и какая пауза может быть выдержана при чтении.
- Не забудьте: слушают и то, что вы читаете, и то, как вы читаете.
Четкость дикции
Наталья Козелкова, преподаватель Orator Club, тренер по коммуникации и постановке голоса, диктор и телеведущая, демонстрирует, как исправить и улучшить дикцию. Образцовая речь педагога, практические советы с примерами и упражнениями сделали её мастер-классы популярными.
/useruploaded/editor/files/Chetkost_dikcii.mp4
/useruploaded/editor/files/Chetkost_dikcii%281%29.mp4
/useruploaded/editor/files/Sovetyy.mp4
ЧИТАЕМ О ВОЙНЕ
1. «ЮНЫЕ ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ». А. ПЕЧЁРСКАЯ
На сегодняшний день это довольно редкая детская книга о детях-героях, потому что ранее изданная серия книг «О пионерах-героях» сегодня не переиздаётся. Рассказов в книге всего восемь, и они даны в сокращённом варианте, но уже то, что вышла книга на данную тематику, очень отрадно.
Книга в Лабиринте: https://www.labirint.ru/books/485533/?p=22161
В 1974 году по одному из этих рассказов был снят художественный фильм «В то далёкое лето», посвящённый пионеру-герою Ларисе Михеенко.
2. «ИВАН». В. БОГОМОЛОВ
Повесть «Иван» – о 12-летнем мальчишке, маленьком герое большой войны, который ходит в разведку в немецкий тыл, добывая бесценные сведения для наших войск. Он прошел все ужасы войны, его мама и сестра были расстреляны фашистами, а сам он стал бесстрашным и хладнокровным разведчиком, исполненным ненависти к врагу. Он еще не взрослый, но и не ребенок, смелый и отчаянный паренек.
https://www.labirint.ru/books/476557/?p=32440
3. «ЧЕТВЁРТАЯ ВЫСОТА». Е. ИЛЬИНА
Биографическая повесть, написанная Лией Я́ковлевной Прейс, (урождённой Маршак, родная сестра С. Я. Маршака, Е. Ильина - псевдоним), рассказывающая о непростой судьбе девушки Гули Королёвой, которая записалась добровольцем на фронт в медико-санитарный батальон. В ноябре 1942 года с поля боя она вынесла 50 раненых бойцов, а когда был убит командир, подняла солдат в атаку. Была смертельно ранена, но продолжала вести бой, пока не подоспело подкрепление. Погибла, борясь за свою очередную «высоту», – спасая жизни раненых.
https://www.labirint.ru/books/508704/?p=32440
4. «ДЕТИ БЛОКАДЫ». М. П. СУХАЧЁВ
Герои книги – дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья, - тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять. Любовь к Родине, стойкость, мужество, самоотверженность - вот главные черты этих ребят, благодаря которым они выдержали эти испытания.
https://www.labirint.ru/books/347374/?p=32440
5. «ПАРТИЗАНКА ЛАРА»
Книга о Ларисе Михеенко, обыкновенной девочке, которая во время войны оказалась в оккупации и которая не могла смириться с тем, что фашисты убивают ее односельчан, отправляют молодежь в Германию. Вместе с подругами она ушла в лес, к партизанам. Лара была связной, добывала и доставляла в отряд сведения, которые помогали бороться с врагами. Однажды она попала в засаду и была схвачена фашистами. Четырнадцатилетняя партизанка была расстреляна.
https://www.labirint.ru/books/74805/?p=32440
6. «ПОСЛЕДНИЕ ХОЛОДА». А. ЛИХАНОВ
В книге показана непростая жизнь детей в маленьком тыловом городе весной 1945 года. Война заканчивалась, но голод по-прежнему заставлял многих детей воровать еду друг у друга. Но не всех. Вадик и Маша – маленькие брат и сестра – остались одни. Они продолжали жить, ходить в школу, заботиться друг о друге и оставаться честными и добрыми, несмотря на несправедливость окружающего мира. Вадик и Маша – маленькие герои, пережившие голод и одиночество благодаря своей дружбе и взаимопомощи. Книга, заставляющая думать о многом.
https://www.labirint.ru/books/471973/?p=32440
7. «ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ!». Б. БАЛТЕР
Это повесть о южном городе, наполненном зноем, запахами моря и акаций, о трех друзьях – вчерашних школьниках и будущих солдатах, спорящих о смысле жизни, дружбе, первой любви и ощущении бесконечности жизни, такой счастливой и непредсказуемой в июне 1941 года.
https://my-shop.ru/shop/product/3470916.html?partner=..
8. «МАЛЬЧИКИ ИЗ БЛОКАДЫ». А. А. КРЕСТИНСКИЙ
Подростки в автобиографической книге Александра Крестинского прошли страшнейшее испытание - блокаду Ленинграда. Голод, холод, смерть друзей, работа на износ - такими стали их детство и юность. Но даже на войне жизнь продолжается, и юные герои повести и рассказов влюбляются, дружат, спорят и надеются на победу, на весну, на мир.
https://www.labirint.ru/books/694532/?p=32440
9. «НАША ВОСЕМНАДЦАТАЯ ОСЕНЬ». Н.ВНУКОВ
Автобиографическая повесть писателя Николая Андреевича Внукова рассказывает о его последнем школьном лете, о первом жестоком бое, в который довелось попасть ему и его вчерашним одноклассникам. Семнадцатилетние мальчики воюют как герои, а в перерывах между боями пишут письма матерям и вспоминают, как бегали купаться, танцевали на школьных вечерах и ходили в горы за кизилом. Солнечные дни детства, мирная жизнь ещё так близко - и уже так бесконечно, невозвратно далеко… И взрослая жизнь смотрит на них суровым взором войны.
Пронзительно простые, далёкие от всякого пафоса строки повести навсегда остаются в памяти. Это нужно помнить. Это нужно знать тем, кто входит во взрослую жизнь сегодня.
https://www.labirint.ru/books/480547/?p=32440
10. «МАЛЬЧИШКИ В СОРОК ПЕРВОМ». В.Б.ДУБРОВИН
Какой мальчишка не мечтает побывать на поле боя? Тем более если вчера началась самая настоящая война! Вот и Вовка с Женькой совершенно серьёзно решили отправиться в армию.
Кто бы мог подумать, что до настоящих бойцов им ещё расти и расти! И, конечно, друзья и представить себе не могли, что в Ленинграде, окружённом кольцом блокады, будет ничуть не легче, чем на передовой. Теперь на счету каждый грамм хлеба, а совсем рядом, за озером, куда раньше по выходным ребята ходили купаться и загорать, - линия фронта. Так для мальчишек наступает время попрощаться с беззаботным детством, пережить совсем недетские трудности и - повзрослеть.
https://my-shop.ru/shop/product/1960935.html?partner=..
11. «ДЕВОЧКА ИЗ ГОРОДА». Л. Ф. ВОРОНКОВА
Повесть о маленькой девочке, на глазах которой погибла вся её семья, и которую пожалела и приютила у себя деревенская женщина с тремя детьми, ставшая в итоге для неё второй мамой.
Эта повесть об обратной стороне войны, о героизме простых людей, в судьбу каждого из которых вмешалась война.
В 1984 году был снят фильм с тем же названием.
https://www.labirint.ru/books/620191/?p=32440
2. Художник: Гальдяев Владимир Леонидович
https://www.labirint.ru/books/74801/?p=32440
12. «СВЕТЛАНА». Н. М.АРТЮХОВА
В свои тринадцать лет Светлана уже пережила оккупацию и потеряла родителей. Но после всех горестей судьба всё-таки улыбается девочке: она попадает в детский дом, который вскоре становится для неё домом настоящим. Впереди Светлану ждут большие и маленькие события…
https://www.labirint.ru/books/535266/?p=32440
13. «КУКЛА». Г. ЧЕРКАШИН
Рассказ о девочке, потерявшей куклу во время блокады Ленинграда. Куклу Машу подарил девочке дедушка-профессор на день рождения, и с тех пор девочка с ней не расставалась, а когда маме пришлось вывозить из Ленинграда ребят, куклу оставили с бабушкой и дедушкой. Вернувшись домой после долгих дней разлуки, девочка с мамой остались почти на улице, потеряв бабушку и дедушку, умерших от голода и холода, квартиру и куклу, которая пропала вместе со многими вещами. И вот однажды девочка увидела свою Машеньку в витрине комиссионного магазина...
https://my-shop.ru/shop/product/3984952.html?partner=..
14. «БЕЛАЯ ШУБКА». Е. Н. ВЕРЕЙСКАЯ
Сборник включает в себя шесть рассказов о детях, чьё детство пришлось на военное время.
https://www.labirint.ru/books/492498/?p=32440
15. «ТРИ ДЕВОЧКИ. ИСТОРИЯ ОДНОЙ КВАРТИРЫ». Е. ВЕРЕЙСКАЯ
История трёх девочек, переживших блокаду Ленинграда.
https://my-shop.ru/shop/product/1901868.html?partner=..
16. «КИРЮШКА». В. КАРАСЁВА
Рассказы о блокадном времени. Они содержат описание этой трагедии ровно в том объёме, в котором пока может выдержать чувствительный ребёнок: увидеть блокаду глазами сверстников. Понять, почему нельзя выбрасывать хлеб. Почувствовать ценность мирного времени, тёплой постели, сытного ужина. Не на абстрактном описании, а на конкретных примерах, которые можно приложить к себе, поставить себя на место героев. Книга учит сопереживать, не отчаиваться, помогать другим, быть сильным и не падать духом
https://my-shop.ru/shop/product/2319028.html?partner=..
17. «ОЛЯ». Ф. Ф. КНОРРЕ
Это не просто книга о девочке, живущей в военное время, ее мыслях, жизни, судьбе. Эта книга, прежде всего, об отношениях между родителями и детьми, между ровесниками, между поколениями.
Мама и девочка Оля переезжают в незнакомый город и теперь им предстоит начать новую жизнь. Мама идет работать в цирк, Оля поступает в школу, находит друга, но начинается война.
https://www.labirint.ru/books/473778/?p=32440
18. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». Л. А. КАССИЛЬ
Ставшая детской классикой книга о жизни подростков в маленьком приволжском городке во время Великой Отечественной войны. Рассказ о дружбе, смелости и стойкости — о том, что можно преодолеть любые сложности и победить в самых тяжёлых обстоятельствах.
https://www.labirint.ru/books/489333/?p=32440
19. «ПРИВЕТ ТЕБЕ, МИТЯ КУКИН». Л. И. КУЗЬМИН
Действие повести происходит в бывшей школе, а теперь интернате для эвакуированных детей из Ленинграда. Главные герои – Саша и Митя – проходят множество испытаний, и только надежда и сила духа помогает им справиться со всеми трудностями.
https://my-shop.ru/shop/product/4430818.html?partner=..
20. «УЛИЦА МЛАДШЕГО СЫНА». Л. А. КАССИЛЬ
Эта повесть о юном герое Володе Дубинине, который стал бойцам партизанского отряда в легендарных керченских каменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) и геройски погиб во время задания.
https://my-shop.ru/shop/product/3921734.html?partner=..
21. «СОСНЫ ШУМЯТ». И. ТОКМАКОВА
Автобиографическая повесть о жизни эвакуированного во время Великой Отечественной войны детского дома.
https://my-shop.ru/shop/product/1998556.html?partner=..
22. "ТАЙНА ЗОЛОТОЙ ДОЛИНЫ". В.С.КЛЁПОВ
Вы скажете: какие могут быть приключения, когда на дворе война? Да вы просто не знаете, что приключения способны и пользу принести! Именно так решили Васька Молокоед, Димка Дубленая Кожа и Левка по кличке Федор Большое Ухо и отправились на поиски золота, чтобы купить на него танки для Красной армии. По дороге к Золотой Долине ребята постигают мудрость Снежной Тропы, хитрость краснокожих и нелегкую жизнь золотоискателей - все как в романах Джека Лондона и Фенимора Купера! Но совсем скоро им предстоит столкнуться с настоящими, совсем не детскими опасностями и раскрыть страшную тайну Долины…
https://www.labirint.ru/books/472126/?p=32440
23. "ЧЕТВЕРО ИЗ РОССИИ". В.С.КЛЁПОВ
Если вы читали "Тайну Золотой Долины", то уже знакомы с Васькой Молокоедовым, Димкой Кожедубовым и Левкой Гомзиным - веселыми и отважными мальчишками из Острогорска, большими любителями приключений. Но едва успела закончиться одна история, как началась другая… Никто из ребят не ожидал, что в Острогорск войдут фашисты. И беда не приходит одна: вместе с соотечественниками друзей угоняют в Германию, где им против воли приходится батрачить на властную и жестокую баронессу фон Фогель. И конечно, у наших мальчишек тут же созревает план побега! Однако вернуться на родину оказывается ох как непросто. Друзьям предстоят по-настоящему суровые испытания, горькие потери и неожиданные встречи.
https://www.labirint.ru/books/483379/?p=32440
24. "ВАСЁК ТРУБАЧЁВ И ТОВАРИЩИ". В.ОСЕЕВА
Трилогия о мальчике с горячим сердцем - Ваське Трубачёве - и его верных друзьях была написана замечательной писательницей Валентиной Александровной Осеевой в середине прошлого века. Многое изменилось в жизни нашей страны, но главные ценности - честность и товарищество, горячая детская дружба, доброта, чуткость, уважительное отношение людей друг к другу, добросовестный труд любовь к Родине - всегда останутся на своих местах.
1. Первая книга трилогии:
https://www.labirint.ru/books/679388/?p=32440
2. Вторая книга трилогии:
https://www.labirint.ru/books/679423/?p=32440
3. Третья книга трилогии:
https://www.labirint.ru/books/679424/?p=32440
«Всё о Ваське Трубачёве»:
http://www.labirint.ru/books/453148/?p=32440
Записи не найдены
ПРОЕКТ
"Электронный читательский дневник поколения эпохи Web 2.0"
https://www.sites.google.com/site/elektronnyecitatelskiednevniki/polozenie-o-dnevnike
Книги ценны лишь тогда,
когда ведут к жизни и служат жизни…
и каждый час чтения… пущен на ветер,
если читатель не воспримет в этот час
искру силы, каплю молодости,
дыхание свежести.
Г. Гессе. Эссе о книгах и читателях
В последние годы наблюдается резкое падение интереса детей к книге и чтению, происходит обеднение их интеллектуальной и эмоциональной сфер развития, снижается способность к самостоятельному отбору и осмыслению информации.
Актуальность проекта:
Чтение - одна из характеристик общей культуры, творческого интеллекта, нравственности, этики и эстетики общества. Снижение интереса к чтению, которое наблюдается в последние годы, вызывает у учителей литературы, родителей, общественности тревогу. Рост числа "книголюбов", потеря интереса к книге и чтению у учащихся требует пристального внимания. Наш проект "Электронный читательский дневник поколения эпохи Web 2.0" поможет ориентировать учащихся 1-10 классов в огромном потоке художественной литературы, найти свою любимую книгу и своего автора, путешествовать вместе с героями и переживать за их судьбу в сложных обстоятельствах. Формирование читательского интереса требует от большого терпения, но возвращается сторицей: из ребенка вырастает достойный собеседник или даже единомышленник. Читательский дневник дисциплинирует, учит ребенка делать выводы из прочитанного, помогает ребенку запомнить и понять произведение.
Виды читательских дневников
В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:
- дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
- дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
- дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.
Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?
У каждого читателя-школьника дневник может быть абсолютно оригинальный! Все зависит от его собственной фантазии, смысловой функции дневника и, что особенно важно в последнее время - от уровня информационной грамотности школьника. Вам доверять ему свои тайны! Вам вместе с ним спасать героев и переживать радости и печали, взлеты и падения, разочарования и вдохновения! Дерзайте! Творческий подход к проекту поможет вам сохранить интерес к чтению...
Необходимо:
- Выбрать понравившийся электронный вариант (см.ниже) или представить свой вариант читательского дневника, выполненный в любом другом сервисе.
- Создать страницу для дневника с именем Читательский дневник/Имя Фамилия. Внимание! Можете использовать для этого ШАБЛОН
(использован материал с сайта: http://wiki-sibiriada.ru)