Регистрация
 

Версия для слабовидящих
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.anna-evgenievna.ru/
ФИПИ
администрация
Я учитель
Министерство РФ
Сейчас на сайте: 1
Наша школа
Школа в вк
вк
Комитет по образованию Белоярский район
Просвещение

СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Уважаемые посетители! 

Вас рада видеть на своей страничке

У настоящего логопеда – разум педагога,

душа психолога, голос, жесты и мимика актёра,

руки целителя и сердце гуманиста

 

Цель логопедической работы – своевременное выявление, коррекция, а также профилактика нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Задачи :

- диагностика и коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи;
- развитие и коррекция высших психических функций, а также общей и мелкой моторики;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных программ;
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки.);
- повышение мотивации к учению, общению;
- пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей учащихся.

Система логопедической работы имеет следующие направления деятельности:

- развитие психологической базы речи;
- развитие речевой коммуникации обучающихся;
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- работа над дыханием и просодической стороной речи;
- постановка или уточнение правильного произношения звуков и дальнейшее закрепление их в речи;
- расширение представлений об окружающем мире, обогащение и актуализация словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие диалогической и монологической форм речи.

Коррекционно-развивающая среда включает в себя сочетание фронтальных и индивидуальных занятий, а также преемственность и взаимосвязь в работе с ребенком всех специалистов школы. Продолжительность, периодичность индивидуальных занятий, а также наполняемость подгрупп зависит от характера речевого нарушения.

Четкая организация всей системы работы обеспечивается не только своевременным обследованием детей, рациональным планированием, составлением расписаний занятий, наличием программного обеспечения, но и хорошей материально-технической базой. Логопедический кабинет оснащен современной мебелью, компьютером, рекомендуемым оборудованием, в нем достаточно методической литературы, специального инструментария, пособий нового поколения.

Сегодня школьная логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, реализующая цели поддержки и сохранения психологического здоровья учащихся. Проблема нарушения устной и письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся.

ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ И КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком и чтением, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Таких детей рано или поздно направляют к логопеду.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма. Следует отметить, что дисграфия часто сочетается с дислексией.

Дислексия – частичное специфическое нарушение чтения.

Наиболее часто дети на письме допускают следующие ошибки:

- пропуски, недописывание букв или отдельных их элементов; пропуски слогов или слов;
- перестановка букв, слогов, слов;
- замены букв, слогов;
- написание лишних букв, их элементов, а также слогов в слове;
- повторение букв, слогов, слов;
- слияние или разделение слов («настоле», «на ступила»);
- ошибки согласования («красивый сумка», «весёлые день»).
- «зеркальное» письмо.

Во время чтения у детей могут наблюдаться слоедующие ошибки:

- пропуски букв, слогов, слов;
- замены букв, слогов, слов;
- добавление лишних букв, слогов, слов или их повторение;
- грамматические ошибки.      

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он – переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Важно подчеркнуть, что дисграфия никогда не возникает «из ничего».

Работа по устранению дисграфии и дислексии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, т.к. специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Важно учитывать, что дисграфию и дислексию значительно легче предупредить, чем устранить.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста –  квалифицированного логопеда. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" - полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма.

Несколько советов родителям:

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. 
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. 
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке.

Почерк дисграфика – выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и «красивый»; другой - огромный, корявый, неуклюжий, «уродливый». Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк – его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).

КАК НАУЧИТЬ?

Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. Еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба «удобства»: и треугольник, и пупырышки. Так что можно приобрести «пупырчатую» ручку и треугольный карандаш.

Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии и дислексии:

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

Упражнение «Корректурная правка»

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным  шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Внимание!Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, и работать только с ними.

Упражнение «Пишем вслух»

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей (звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание). Особенно важно отчетливо проговаривать конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно.

То есть, "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (в обычной речи мы произносим что-то вроде «на стале стаял куфшин с малаком»).

Упражнение «Пропущенные буквы»

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти.

Лабиринты

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Диктанты надо писать! Только по-особому

1. Чрезвычайно медленно! 

На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.

2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «не для него». Вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия «безударные гласные» и т.п.

Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. 

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК!

Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны. Давайте забудем об этом.

Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, развивающей игрой или тёплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам!


Консультация

школьный логопед для родителей первоклассников

Каждый родитель мечтает вырастить своё чадо самым умным, красивым и успешным. Совершенно закономерным является беспокойство родителей по поводу подготовки ребёнка к школьному обучению и грядущему поступлению в образовательное учреждение.

Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, состоянием его физического и психического развития и включает в себя несколько моментов:

Готовность личностная (мотивация) — в период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, формировать интерес к учению, школьной жизни. Заранее покупайте школьные принадлежности, не оставляйте всю подготовку к школе на август, на последний момент — ребёнок устанет и школьные заботы будут у него ассоциироваться с негативом.

Готовность интеллектуальная — необходимый уровень сформированности высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, воображение и т.д.).

Готовность социально-психологическая — у ребёнка должен быть сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками.

Проблемы адаптации первоклассников

В норме к концу 10-й недели обучения первоклассник адаптируется в новой психологической обстановке. Часто процесс адаптации протекает пролонгировано; причинами затруднённой адаптации первоклассника могут выступить:

неадекватная самооценка (как заниженная, так и завышенная) и/или неадекватный уровень притязаний;

отсутствие опыта решения трудных ситуаций в коллективе (чаще наблюдается у детей, не посещавших детский сад);

отсутствие/нестабильный режим дня (стабильный фон биологического ритма — особенно важный момент психо-физиологического здоровья для детей с гиперактивностью/дефицитом внимания);

длительное и/или частое пребывание за компьютером (детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется работать за компьютером не дольше 10-15 минут в день. На практике мы замечаем, чем меньше времени ребёнок проводит с современной техникой, тем лучше. Дети сильно подвержены нервным перегрузкам, что часто приводит к истерическим или тревожным реакциям, проблемам со сном, страхам. При поступлении в школу от ребёнка не требуется владение компьютером. Поэтому стоит ограничить пребывание ребёнка за компьютером.);

навязанные неверные представления о школе: родители или родственники могли "пугать" ребёнка школой, а у кого-то, напротив, могли сформировать восприятие через так называемые "розовые очки".

Учёт названных моментов и своевременное устранение проблемных ситуаций помогут подготовить ребёнка к школе.

Как научить ребенка правильно говорить?

Чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения и психологические трудности, запомните и используйте эти правила:

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, обязательно объясняйте ребёнку.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

Правила речи (для ребёнка)

Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет говорить смело и уверенно.

Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно и неторопливо.

Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову. Держись прямо и уверенно.

Перед началом речи вдохни и начинай говорить. Говори на выдохе.

Гласные звуки произноси широко и громко. Не нажимай на согласные звуки, произноси их легко и без напряжения.

Коррекция звукопроизношения

Главный принцип этой работы — регулярность и постоянство! Дети должны каждый день дома на первых порах под контролем родителей, а потом — самостоятельно выполнять комплекс упражнений. Эти упражнения направлены:

на развитие воздушной струи, необходимой для произнесения звуков речи;

на развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);

на закрепление правильного произнесения звуков (на речевом материале);

на развитие неречевых процессов.

Чтобы воспитать правильное произношение одних занятий на логопедическом пункте в детском саду или с логопедом поликлиники мало, необходима регулярная работа дома. Родители обязаны помочь своему малышу научиться говорить правильно!

Литература в помощь родителям

Летом есть возможность позаниматься с ребёнком и "подтянуть" его именно в том направлении, где малышу требуется помощь. Сейчас выпускается большое количество детской литературы, по которой и детям, родителям будет легко и интересно заниматься. Ниже приведён примерный перечень пособий, разработанных и рекомендуемых известными учёными-педагогами.

Коррекция звукопроизношения:

Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб.: КОРОНА принт, 2006. – 208 с.

Парамонова Л.Г. Как воспитать гения: Упражнения для развития речи. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 205 с.

Хватцев М.Е. Как воспитать гения: Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 258 с.

Школьник Ю.К. Логопедия: пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 96 с.

Лексико-грамматический строй речи:

Безрукова О.А. Грамматика русской речи. В 2 частях. – М.: Каисса, 2007. 

Косинова Е. Уроки логопеда: тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет.

Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет. – Санкт-Петербург: Корона. Век, 2011. 

Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет. – СПб.: Корона.2011. 

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы в 4 частях. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008. 

Подготовка руки к письму:

Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей. В 2 частях. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. 


Методическая копилка


Здесь собраны методические и дидактические материалы, которые будут полезны в работе логопеда.

Начинаем занятия по коррекции почерка и дизорфографии!✏✏✏
Немного по коррекции почерка у школьников:
1.📕Работает всё! Рабочие тетради, методички и альбомы нам в помощь. На уроках дети спешат, не выводят буквы, не дописывают или пропускают окончания. Каждую букву мы раскладываем на элементы и сначала отрабатываем, прописываем , затем уже собираем буквы и слова.
2.🔎Начинаю я всегда с самых базовых элементов - наклонная, находим серединку у наклонной, крючки, «гусик», овалы, двойная наклонная вниз и петелька.
3. ✒Правильно держим ручку! Сейчас я говорю детям, чтобы они ОТРЫВАЛИ руку после написания каждого элемента! Потому что мы же корректируем почерк, но позже, увидев, что да, уже элемент идеально выполнен, разрешаю писать без отрыва.
#школьныйлогопед#сошпсосновка

Ш.Ахмадуллин. “Как научить ребенка пересказывать” https://drive.google.com/file/d/1yMoHp95cRlOr8KEaLDj2B79Tbvk1iyIF/view?usp=sharing

Т.А. Ткаченко. “ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Л Логопедический альбом”

/useruploaded/editor/files/T.A._Tkachenko._PRAVILNO_PROIZNOSIM_ZVUK_L_Logopedicheskiy_albom.pdf

Жукова Н.С. “Преодоление недоразвития речи у детей”

 /useruploaded/editor/files/Jukova_N.S._Preodolenie_nedorazvitiya_rechi_u_detey.pdf                                 

Ткаченко  “В первый класс без деффектов речи”

/useruploaded/editor/files/Tkachenko_v_pervyy_klass_bez_def.rechi.pdf

Косенко Ю. А. Учусь грамоте Пособие и рабочая тетрадь по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте

/useruploaded/editor/files/Kosenko_Yu_A_Uchus_gramote_rabochaya_tetrad_Eysk.pdf

Предлоги

Пособие

Как научить говорить,читать и думать

Коррекция дисграфии

Глагольный словарь

Коррекция дисграфии и дизорфографии.

Словарные слова

ЛЕТНИЙ ИНТЕНСИВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«УЧИМСЯ ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК»Часто возникают проблемы при переходе с начального образования в 5 класс. Предлагаю немного подготовить детей: чему научится ребёнок?
1. Видеть в словах «опасные места» (орфограммы) и места постановки знаков препинания, правильно выбирать и объяснять написания, верно расставлять знаки, находить и исправлять ошибки.
2. Заниматься самостоятельно и проверять себя (сравнивать свои ответы с правильными, они даны в конце тетради), оценивать свои результаты.
3. Читать тексты изучающим чтением, используя приём «диалог с автором» (в каждой теме есть текст, который сначала нужно прочитать и понять). Все тексты – это истории со сквозными персонажами, которые интересно читать, а ещё в них масса нужных нам орфограмм и знаков препинания.
4. Пользоваться толковым словарём (в конце пособия есть словарик): читать тексты словарных статей, узнавать историю слов. Все задания темы строятся на материале текста. Логика такая:
Задание 1. Читаем текст, отвечаем на вопросы, формулируем главную мысль.
Задание 2. Узнаём и объясняем значения слов (1 – 2 слова из текста), заглядываем в словарик.
Задание 3. Учимся видеть в словах знакомые орфограммы и графически их обозначать (все эти слова есть в тексте, их много).
Задание 4. Учимся выбирать и графически объяснять написания, применяя правила.
Задание 5. Учимся группировать слова с орфограммами.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ?

Умение пересказывать, наверное, один из самых необходимых навыков для любого школьника, начиная с 4-5-го класса.
Подумайте сами, не считая, пожалуй, русского языка и математики, 80% остальных предметов так или иначе сводятся к пересказу. Пересказу устному, стоя перед учителем, либо письменному — в виде контрольной. В любом случае ребенку необходимо максимально подробно и качественно воспроизвести новую информацию.

https://vk.com/doc292596645_456158830?hash=gMTLTR6nIdaWOzJHLzouJe7oWfIUwCwLMUtec4IrZ4z

https://vk.com/doc292596645_456159256?hash=qI6tjZIZhu6hYwBXegedtRBeCsAmFTV1vs4FaMN0X5w

 


Работа логопеда. Занятия