Необходимость запоминания большого количества словарных слов привела к тому, что я стала прибегать к маленьким хитростям. На помощь пришли «запоминалки», с использованием которых приобретение новых знаний перестало быть сложным и скучным процессом, превратившись в весёлое и интересное путешествие по огромному и неисследованному миру. В этом мне помогли мнемотехника и эйдетика. Их суть заключается в том, чтобы трудное (словарное) слово превратить в лёгкое и навсегда запомнить его написание с помощью придуманных ассоциаций. Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить многим учащимся сложно. Если такое слово зазубрить, то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания слова его следует наполнить содержанием – чем-то, что связано с яркими зрительными и звуковыми образами, сильными ощущениями. Неслучайно появилось выражение «узелок на память»: посмотришь на такой узелок и вспомнишь, что нужно. Такие узелки на память помогают выбрать правильное написание.
Эйдетика и мнемотехника представляют собой систему методов и приёмов, позволяющую запоминать информацию различными способами. Максимальный эффект достигается в том случае, если процесс запоминания организуется с учётом особенностей памяти учащихся. В работе со словарными словами применяю метод зрительных (графических) ассоциаций, в основе которого лежат приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания – написание слова; метод звуковых (фонетических) ассоциаций, которому соответствуют приёмы, направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания – значение слова; комбинированный метод, объединяющий приёмы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи.
Суть приёма «Фонетические ассоциации» заключается в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Этот приём может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ: «берёза –белаяберёза», «капуста – дождик поливаеткапусту:кап, кап», «пенал –пенал моютпеной», «ребята – ребята решаютребус», суббота – в субботу два брата Борис иБогдан идут в гости», «чувство –уважай чужие чувства».
Суть приёма «Графические ассоциации» заключается в том, чтобы увидеть сходство формы буквы и предмет
Приём «Пароль – отзыв» предусматривает поиск одного слова в другом: «завтрак – завтраклюбит рак», «костюм –Костюувидели в новом костюме», «ракета – в ракете рак», «сверкает – в новом платье сверкает Верка», «соловей – соловей поёт соло».
Суть приёма «К истокам слова» заключается в разъяснении лексического смысла слова и углублении в его этимологию: «погода – погоду наблюдают по годам», «спасибо– значит спаси (спас) тебя Бог!», «библиотека – библия», «сегодня – сего дня (при Петре I)».
Приём «Зовём на помощь иностранный язык» предусматривает поиск слов-заменителей из другого языка: морковь – морква (белорусское слово), метро – метро (французское слово).
Приём «Найди проверочное слово»: ботинки – боты; воскресенье – воскрес; золотой – золото, позолоченный. Довольно интересным является приём «Составление ребусов».
Для прочного запоминания правописаний словарных слов использую различные игры. Так, во время игры «На что похожа буква» нужно установить графическую связь между словом и образом: буква о в слове восток ассоциируется с кругом, солнцем. Во время игры «Дорисуй букву» для каждой буквы создаётся образ. Во время игры «Собери слово» необходимо из слогов собрать слова и назвать их: ку, ка, ни, лы;роз, мо; те, рес, ный, ин; тин, ки, бо; те, биб, ка, лио. Во время игры «Превращения слов» нужно заменить одну букву на другую, чтобы изменилось слово. В игре «Детективное расследование» с помощью рисунка зашифрован фразеологический оборот (пословица, поговорка), содержащий словарное слово. Учащиеся должны разгадать крылатое выражение (например, труслив как заяц).
Для закрепления правописания словарных слов также использую ряд увлекательных приёмов и игр. Используя приём «Письмо по памяти», предлагаю записать учащимся слова, в написании которых есть безударная гласная а, и т.д., или словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова класс и т.п. Суть приёма «Родственники» заключается в том, что детям нужно образовать от слов корова, берёза и яблоко родственные слова и указать, при помощи чего они образовались.
Приём «Этимологическая викторина» позволяет в игровой форме проверить знания о значении слов. Например: «О происхождении каких слов идёт речь? Первое слово значило в древности скакун, прыгун (заяц). Второе слово образовано от слова, означающего способ передвижения прыжками (лягушка)».
Приём «Аналогии» предупреждает ошибки и развивает логическое мышление: огурец – овощ; ребёнок – ребята – дети. Приём «Толковый словарь» предлагает детям по лексическому значению отгадать слово с непроверяемой орфограммой и записать его в тетрадь: «Искусственный водоём для купания (бассейн)».
Во время игры «Кто больше придумает слов из букв» даю учащимся несколько букв и предлагаю составить с ними как можно больше словарных слов. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова: яблоко, яблочный, яблоня, яблочко, яблоки. В игре «Собери слово» необходимо узнать задуманное слово. Например: «Задуманное слово – однокоренное со словом красивый. Приставка, как в слове пошёл. Суффикс, как в слове берёзка. Окончание, как в слове печка. Ответ: покраска». В игре «Мультипликаторы» требуется составить связный рассказ из цепочки словарных слов.
Предлагаю сгруппировать слова по тематическому принципу (записать по памяти слова, обозначающие названия птиц: ворона, воробей, сорока,соловей), частям речи и морфологическим признакам (выписать из словаря по 5 существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения).
Использую в работе выборочные диктанты (картинные, слуховые, зрительные). Предлагаю детям карточки-картинки/слова, в которых пропущена непроверяемая буква, либо слова на слух и задания: «Записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – названия растений», «Записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласнуюе,во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласнуюа(сахар, берёза, магазин, воскресенье, космос и т.д.)», «Выписать из предложений только слова с непроверяемыми написаниями».
В результате использования перечисленных приёмов я заметила положительную динамику в усвоении словарных слов. Эти приёмы повышают эффективность изучения слов с непроверяемыми написаниями на 30 – 50% по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приёмов. Хорошо спланированное и систематическое использование вышеизложенных приёмов работы над словарными словами формирует прочные навыки грамотного письма учащихся, а также активизирует их мыслительную деятельность и развивает речь. Дети ощущают себя успешными и уверенными, улучшается степень их психологического комфорта на уроках. У учащихся формируется положительная мотивация к изучению русского языка, повышается познавательная активность.