Регистрация
 

Версия для слабовидящих
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.anna-evgenievna.ru/
ФИПИ
администрация
Я учитель
Министерство РФ
Сейчас на сайте: 1
Наша школа
Школа в вк
вк
Комитет по образованию Белоярский район
Просвещение

На этой странице каждый найдёт для себя что-нибудь интересное. Здесь собраны любопытные факты из всех областей нашей жизни.

Рекомендую прочитать!

 

18.08.2021

Портал “Слово” – помощник в современном образовании

Портал «Слово» обращен к учителю, студенту, школьнику, ко всем, кому интересны проблемы современного образования

20.01.2021

Лекторий “Достоевский”- просто о сложном и важном

«Лекторий «Достоевский» – универсальная современная образовательная медиатека, состоящая из видео, аудио, подкастов, курсов и вебинаров.

21.05.2019г.

Возьмём книги с полки

«Полка» – это образовательный проект о самых важных произведениях русской литературы, говорится в описании проекта. В основном списке сайта 108 книг, которые «оставили след в истории, расширили возможности литературы, повлияли на развитие языка, мысли и общества, сообщили что-то новое о мире и человеке – и вошли в русский литературный канон»

25.12.2018г.

Жюри Букеровской премии назвало Топ-5 лучших книг за полстолетия

В опубликованном шорт-листе указаны произведения пяти авторов, по одному за каждое десятилетие с момента основания литературной премии.

  1. Книга индийского автора Видиадхара Найпола «В свободном государстве» (премия 1971).

  2. Роман «Лунный тигр» британки Пенелопы Лайвли (премия 1987).

  3. Канаду в списке представляет Ондатже с книгой «Английский пациент» (премия 1992).

  4. Британка Хилари Мэнтел попала в список благодаря книге «Волчий зал» (премии 2009, 2012).

  5. Также в список внесли американца Джорджа Сондерса (премия 2017) за роман «Линкольн в бардо».

23.12.2018

Интересные факты о числительных

Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологическом значении рода. Числительные делятся на три разряда, а именно: количественные, они отвечают на вопрос «сколько?» – два, пять, двадцать; собирательные – оба, двое, пятеро; а также порядковые, они отвечают на вопрос «который?» - первый, второй, сотый, последний.

В русском языке всего несколько десятков числительных. История числительных довольно занимательна. Вот несколько интересных фактов о числительных.

Славяне оценивали числительные только для обозначения конкретных предметов: «три дерева», «пять лопат», то есть обособленно для них число не существовало. Лишь через какое-то время славяне стали воспринимать обособленное число.

Любопытно откуда пришло число «пять»? В древности имело место выражение «подать пясть», то есть подать руку, на которой было пять пальцев – пясть. В древности считали только по пальцам, к счастью в наше время такой счет используют только малыши. Древние славяне считали по пять. Например, при продаже какого-либо имущества они говорили, что оно стоит семь либо восемь или же на свое усмотрение раз по пять.

Загадочным является числительное «сорок». Оно образовалось не по правилам все предыдущих числительных. Считалось, что древние славяне обозначением «сорок» называли мешок или рубаху, в котором было четыре десятка шкур соболя или куницы. Позже «сорок» стало использоваться, как самостоятельная счетная единица.

03.12.2018г

Не задумывались ли вы, почему в современном алфавите именно в таком порядке расположены буквы. И снова ключи к загадке ищем в кириллице.

  • В древнерусской азбуке  буква обозначала целое слово! Эти слова предки расположили так, чтобы они сливались в короткие предложения. Например:

  • Аз Буки Веди – в современном звучании: я буквы ведаю (знаю).

  • Глаголи Добро – в современном звучании: говори и делай добро.

  • Добро Есть Живете – в современном звучании: если добро сделал , то это ведет к жизни (следовательно, зло — дорога к смерти) 

  • Живите Зело Земля  И Иже Како Люди — в современном звучании: живите, трудясь усердно, земляне, как и подобает людям.

  • Думаю, вы догадались, что это не что иное как правила для людей. Кириллица — это  заповедь древних славян, послание людям, призывающее быть разумными, постигать смысл жизни и мироздания.

ВОПРОС: Какие буквы кириллицы образовывали фразу: «ГОВОРИ СЛОВО ТВЕРДО» (т.е. будь честным, не обманывай, поступай по совести). Названия букв укажите так, как они назывались в кириллице.

ОТВЕТ:  Рцы слово твердо

Это интересно:  Согласно исследованиям лингвистов, названия букв кириллицы — это текст.  В современном поэтическом переводе автора такой гипотезы      Я. Кеслера послание азбуки звучит так:
Я знаю буквы:
Письмо — это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям —
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно:
Знание — дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!
Таким образом, ученики, ранее усердно изучающие кириллицу в ее старом звучании, по сути дела повторяли постоянно эту молитву!

21.11.2018г.

Это интересно! В словарях В.И.Даля приводится 53 пословицы и поговорки, в которых употреблены 23 буквы древнерусской азбуки.  На первом месте по частоте употребления в пословицах и поговорках буква аз (19 употреблений), на втором – буки (10), на третьем – глаголь и фита (7), на четвёртом –ижица(6), на пятом – веди и ферт(4).

ВОПРОС:  Есть группа выражений с названиями букв кириллицы, которые использовались для описания  поз и мимики и действий человека. Какое из выражений ученик объяснил неправильно? (во время выполнения задания пользуйтесь кириллицей)

А) Брюшко оником —  указать на круглый, выпирающий живот;  Б)  Стоять фертом — упереться обеими руками в бока; В) У неё ротик фитою — губки бантиком; Г) Поставить столы покоем — оставить столы в покое.

ОТВЕТ: Поставить столы покоем, т.е. по форме,как буква П.

10.10.2018г.

Познакомьтесь с материалами о букве кириллицы, которую в давние времена называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом». Речь идет о букве  bukva_yat .  

Правила об употреблении буквы «ЯТЬ» (слово муж.рода) считались самыми тяжёлыми для учащихся (наряду с ИЖИЦЕЙ), из разряда тех, которые понять невозможно, только запомнить. К чему только ни прибегали ученики, чтоб справиться с этим правилом, самым простым выходом было заучить слова, в которых пишется ЯТЬ. Но писать грамотно все равно не получалось, ведь таких слов было очень много в языке.  Зубрить слова с ѣ было настоящей мукой . Согласитесь, что нелегко запомнить 130 корней, помимо остальных случаев. Так, например, однокоренные слова писались по -разному:  одѣвать — одежда.

Понадобилось много лет, чтобы эту букву изъяли из азбуки, а произошло это в 1918 году.

ВОПРОС: Прочитайте слова с «ЯТЕМ». Какая буква пишется сейчас на месте исчезнувшего «ятя»?  Имѣть, хотѣть, сильнѣй, мнѣ,  желѣзо, Алексѣй, апрѣль (правильный ответ на вопрос поможет вам понять, почему ЯТЬ была изъята из азбуки)

ОТВЕТ: на месте исчезнувшего ЯТЯ пишется буква Е.

03.09.2018. Сегодня речь пойдет о «САМОЙ ДОРОГОЙ БУКВЕ» русской азбуки.

Буква Ъ (ер) — 29 буква в кириллице, из азбуки не исчезла, поменяла только название (сейчас мы называем ее твердым знаком) , а еще изменились правила ее употребления. 

До реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.

Как только не называли ЕР: «бездельником», «лодырем», «дармоедом», «буквой-паразитом». Действительно, буква эта на конце слова была абсолютно лишней! На ее написание тратили лишнее время и зря переводили чернила и бумагу.

Л. Успенский в книге «Слово о словах» пишет, что только в одном издании романа Л. Толстого «Война и мир» на 2080 страницах насчитывается 115 тысяч букв-бездельников, и если все буквы Ъ, что стояли на конце слова собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, они заняли бы  более 70 страниц. На набор «Войны и мира» требовалось в то время примерно 100 рабочих дней,  3,5 дня из них наборщики неведомо зачем набирали одни только твёрдые знаки, а если произвести такой же подсчет по всем книгам, выпущенным в то время, то какие убытки несла страна, ведь столько лишней бумаги  тратилось! Эта буква была самой дорогой буквой мира.

29.08.2018г.

Для чего в русском мундире пришивали металлические пуговицы на лицевую сторону рукавов?

Это делалось по указу Петра Первого, который таким образом хотел отучить русских солдат, выходцев из глухих сел, вытирать рукавами рот после еды и питья. Мундиры шили из дорогого сукна, и, благодаря повелению императора, солдатская одежда стала служить намного дольше, а траты государственной казны на новое обмундирование уменьшились.

Пуговицы появились задолго до нашей эры, но использовались только как украшение. Примерно в 12-13 веках о пуговицах вновь узнали в Европе, но теперь у них появилось и функциональное значение застёгивания в петли, а не только декоративное. В Средние века пуговицы стали настолько популярным аксессуаром, что по их количеству на одежде можно было судить о статусе владельца. Например, на одном из нарядов французского короля Франциска I насчитывалось 13 600 пуговиц.

 

Что такое художественная литература? Когда и как она появилась и каковы ее особенности? В чем отличие народной сказки от литературной? Почему литература считается искусством, а писатели – особенными людьми? В чем магия ее воздействия на человека и секрет ее долговечности? Поговорки, пословицы, мудрые мысли, цитаты, крылатые слова, правдивые и меткие высказывания о жизни.

Этот раздел приглашает вас прикоснуться к секретам художественного слова, фольклорного и литературного, и помогает раскрыть писательское мастерство разных авторов.

Что говорит заглавие

 

ЗАГЛАВИЕ — название, наименование литературного произведения.

Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя (тогда он может быть назван заглавным), например: "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, "Обломов" И.А. Гончарова, "Джамиля" Ч. Айтматова, либо главная мысль произведения, обозначение основного конфликта и т. п., например, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Отцы и дети" И.С. Тургенева.

Заглавие может быть изменено самим автором в процессе работы над произведением (заглавие романа-эпопеи "Война и мир" Л.Н. Толстой менял до публикации трижды: "Три поры", "Все хорошо, что хорошо кончается", "Война и мир") или подвергнуться цензуре: "Мёртвые души" Н.В. Гоголя вышли под заголовком "Похождения Чичикова, или Мёртвые души".

Заглавие и заголовок
Bunin1.jpg

Заглавие — это зёрнышко, из которого для читателя вырастает всё целое творение автора. Оно может прямо отражать то, о чём говорится в тексте, или передавать его скрытый смысл, заключать в себе иронию или эффект обманутого ожидания, сопоставлять или противопоставлять персонажей произведения и т. д. Заглавие — всего лишь частичка текста, но несёт в себе как бы весь текст целиком. (И. А. Бунин)

 

Обложка книги "Робинзон Крузо"

Заглавие - это первое, с чем встречается читатель, с чего начинается у него знакомство с книгой. Когда-то давно, в XVI—XVIII веках, заглавия строились так, чтобы кратко передать содержание всего произведения. Длинные и обстоятельные заглавия были очень похожи на то, что мы сейчас называем аннотацией*. Вот пример. Книга Даниеля Дефо*, которую мы привыкли называть "Приключения Робинзона Крузо" или просто "Робинзон Крузо", на самом деле имеет гораздо более длинное заглавие: "Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Написано им самим".

 

Ps4.jpg
Постепенно, с развитием литературы как искусства слова, заглавия сокращались, и теперь они сообщают о содержании книги в одном-двух словах: «Недоросль», «Ревизор», "Дубровский", "Отцы и дети", "Преступление и наказание", "Обрыв", "Война и мир" и т.д. Может быть, заглавия стали простой формальностью? Нет. Писатели, зная, что читатель всегда обращает внимание на эту часть текста и ждет от нее определенной информации, стали использовать возможности заголовков не "в длину", а, так сказать, "в глубину": помещать в название книги второстепенные детали, делать заглавие метафорой или символом - вообще всячески подчеркивать его смысловую нагрузку.

А что в поэзии? Как вы уже знаете, в поэзии все факты языка и любые "мелочи" формы становятся значимыми. Это относится и к заглавию - и даже в том случае, если его... нет. Отсутствие заглавия - это своего рода сигнал: "Внимание, сейчас вы будете читать стихотворение, в котором так много разных ассоциаций, что их нельзя выразить каким-то одним словом..." Отсутствие заглавия говорит о том, что ожидается текст, насыщенный ассоциациями, неуловимыми для определения.

Некоторые сюжеты современной фантастики

Считается, что эти сюжетные ходы пользуются наибольшей популярностью у писателей.

Ps12.png

1. БЕССМЕРТИЕ
Это различные варианты сюжетов, в которых фигурируют бессмертные герои, бессмертные злодеи либо бессмертие является объектом вожделения конфликтующих сторон. Одним из самых распространенных драматических мотивов здесь будет противопоставление бессмертного героя смертному миру. Иногда драматическое желание персонажа избавиться от своей ноши.
Примеры: Роджер Желязны «Князь Света»; Нил Стивенсон «Барочный цикл»; Сергей Лукьяненко «Линия Грез».
Степень распространенности: средняя.


2. ВТОРЖЕНИЕ «ЧУЖИХ»

Ps13.png

Отправной точкой для классического инопланетного варианта этого сюжета стоит считать знаменитый роман Герберта Уэллса «Война миров». Однако не стоит забывать, что в широком смысле под «чужими» можно понимать не только представителей инопланетного разума. По большому счету, данный мотив лежит в основе любого произведения о войне, где одна нация нападает на владения другой.
Этот вид сюжетов – уже готовая основа для фантастического боевика любого направления и антуража.
Примеры: Нил Стивенсон «Анафем»; Герберт Уэллс «Война миров»; Сергей Лукьяненко «Звезды — холодные игрушки»
Степень распространенности: средняя.

 

Ps14.png

3. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МУТАЦИИ
Тема, к которой в разное время обращалось и продолжает обращаться огромное количество авторов. Данная тематика успела породить целый пласт в индустрии развлечений: все эти многочисленные комиксы, фильмы и книги о супергероях – все это существует уже более полувека и продолжит успешно существовать. Перед нами один из первостепенных мотивов в развитии современной фантастической прозы.
Примеры: Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»; Аркадий и Борис Стругацкие «Гадкие лебеди»; Фрэнк Герберт «Хроники Дюны».
Степень распространенности: высокая.

 

Ps15.png

4. ЗВЁЗДНЫЙ КОВЧЕГ
Произведения сюжетного направления «звездный ковчег» относятся к научной фантастике. Главным мотивом здесь будут являться взаимоотношения внутри группы, оказавшейся по воле случая на борту корабля. Или же невероятные приключения команды этого ковчега в далеких галактиках.
Примеры: Нил Стивенсон «Анафем»; Роберт Хайнлайн «Пасынки Вселенной»; Вячеслав Рыбаков «Доверие».
Степень распространенности: низкая.

 

Ps16.png

5. ИЗОБРЕТЕНИЯ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Еще один бесконечный сюжет, который будет давать пищу для размышлений и новых книг еще целые столетия. Ведь технический прогресс не остановить – каждый год появляется что-то новое, а уж как прогрессирует на этой почве фантазия авторов – об этом и говорить не стоит! Так что на страницах книг с завидной регулярностью появляются и будут появляться все новые и новые изобретения, рождающие новые сюжеты, а подчас и целые направления в литературе. Так что потенциал у этого направления самый что ни на есть высокий.
Примеры: Стивен Кинг «Долгий джонт»; Александр Беляев «Голова профессора Доуэля».
Степень распространенности: высокая.


6. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Ps17.png

Это сюжетное ответвление является, по сути, дочкой предыдущего. Разнообразные истории о роботах, киборгах и прочих носителях искусственного разума приобрели такую популярность, что их уже сейчас приходится выделять как отдельное сюжетное направление. Подобные истории несут в себе очень интересный драматический потенциал. Взаимоотношения наделенного разумом (пусть и искусственным) робота с людьми, не считающими его за равного, – это весьма благодатная основа для множества художественных конфликтов.
Примеры: Айзек Азимов «Двухсотлетний человек»; Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений».
Степень распространенности: средняя.


7. КВЕСТ (В ПОИСКАХ ЧЕГО-ЛИБО)

Ps18.png

Квест – самый распространенный сюжетный ход всех времен и народов. Начиная от мифов античного мира с их поисками золотого руна и похищенных красавиц, заканчивая трилогией Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец».

Квестовый сюжет очень близок по своей природе к сюжетам народных сказок. В основу всего действа положены поиски пропавшего либо трудный и полный опасностей поход за тридевять земель. Квесты будут еще долгие годы увлекать все новые и новые поколения читателей и из моды не выйдут. Тем более что они прекрасно сочетаются с любыми другими фантастическими допущениями.
Примеры: Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»; Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»; Льюис Кэрролл «Алиса».
Степень распространенности: чрезвычайно высокая.

 

Художественная речь

Худ. Ким Кён Ток

Художественная речь — речь художественных произведений. Художественная речь каждым словом, каждой конструкцией реализует авторский замысел и раскрывает содержание произведения. Язык при этом выступает одновременно и как средство изображения, и как предмет изображения: автор, с одной стороны, пользуется им для описания событий, людей и предметов, а, с другой стороны, вместе с читателями размышляет над языковыми особенностями речи героев.

Особенности художественной речи

Говоря о художественной речи, употребляют понятие «художественный стиль» речи. Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста, создание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета, выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Так информация из художественного мира связывается с действительностью и миром читателя.


Н.Некрасову - 200 лет


200 лет со дня рождения великого национального поэта - Николая Некрасова

10 декабря (по новому стилю) 1821 года в украинском уездном городе Немирове Подольской губернии родился Николай Алексеевич Некрасов - будущий поэт, журналист и общественный деятель. Редактор литературного журнала XIX века "Современник", который открыл нам имена Тургенева и Льва Толстого. Издатель дебютного романа Достоевского "Бедные люди". Но прежде всего - великий русский поэт, отразивший в своих стихах "глубину России" во всех ее ипостасях. Автор бессмертной поэмы "Кому на Руси жить хорошо", которая и сегодня, в дни новых испытаний, звучит вполне актуально.

Произведения Н.А. Некрасова трогают за самые чувствительные струны души: любовь, сострадание, сочувствие, сопереживание, умение видеть красоту и радоваться ей. Стихи Николая Алексеевича, как никакие другие, помогают развитию эмоционального интеллекта, учат сопереживать и сострадать. Ведь и сам Некрасов писал: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией».

Собиралась разместить большой пост о Некрасове к его 200-летию, но не успеваю, к сожалению… (начались отчеты, идут текущие мероприятия).
Поэтому делюсь с вами, уважаемые коллеги, полезными ссылочками, которые я собирала к юбилею Некрасова. Очень надеюсь, что они пригодятся вам при подготовке мероприятий, оформлении книжных выставок. Обратите внимание, пожалуйста, на методические пособия и рекомендации, в них есть очень много интересного материала о поэте.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
 

Методические материалы в помощь коллегам

 
 
 
 
 
 
Некрасов Н. 200 лет (Библиотека имени А.В. Фищева)есть список сценариев с возможностью скачать, викторины.