Зачем читать художественную литературу? У каждого есть свой ответ на этот вопрос. Ученые считают, что от чтения зависит будущее каждого из нас. Как это? Ведь в этих произведениях много непонятного, незнакомого? Почему великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете сказал, что и в свои 80 лет еще не научился читать по-настоящему?
На эти и другие вопросы помогает ответить данный раздел.
В наши дни люди читают очень много на самом деле. Бесчисленные сообщения, лента новостей нон-стоп, любимые блоги в Интернете… Но книги ничто не заменит. Именно чтение книг помогает человеку совершенствоваться так, как ни один другой способ. Чтение книг — универсальный способ сохранить живой ум даже в старости. Способность переводить слова в мысленные образы хорошо сказывается на когнитивных функциях. Когда ты читаешь, твой словарный запас становится богаче, память улучшается, ты сам становишься интересным рассказчиком.
Кто такой читатель?
Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному… Но, к сожалению, это совсем не так. Почему?
Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание – оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца
Когда известный писатель Владимир Набоков занимался преподавательской деятельностью в США, он всегда предлагал своим студентам тест – десять определений читателя, из которых они должны были бы выбрать четыре, в сумме дающих “настоящего читателя”. Попробуйте сделать свой выбор из предложенных определений.
Определения были примерно следующими:
- Читатель — это член общества книголюбов.
- Читатель приравнивает себя к герою или героине литературного произведения.
- Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.
- Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами.
- Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой
- Читатель должен быть начинающим автором.
- У читателя должно быть развито воображение.
- Читателю необходима память.
- У читателя должен быть богатый словарный запас.
- Читатель должен любить искусство.
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. С. Я. Маршак
Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как читать – вот в чем главное дело. К. Д. УшинскийЧтение хороших книг должно быть неторопливым и бережным, надо чувствовать, что они писались именно так. Г. Торо
Писатель пишет только половину книги: вторую половину пишет читатель. Д. Конрад
Для вдумчивого читателя читать книгу значит пытаться понять, узнать образ мышления чужого человека, заглянуть в глубины его души и попытаться подружиться с ним. Г. Гессе
Чтение - ничто. Осмысленное чтение кое-что. Чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство. А. С. Пушкин
Из чего состоит книга
Настоящий читатель знает, из чего состоит книга, что она в себе содержит, как узнать, о чем она. Он может ориентироваться в том, как выбрать из множества книг ту, которая нужна, которая интересна. Как же не ошибиться и выбрать нужную?
Оказывается, очень просто. Ведь книга сама может многое рассказать о себе. Для этого следует познакомиться с элементами книги (или частями, из которых она состоит), по которым мы можем заранее узнать, о чем расскажет нам та или иная книга, интересна ли она нам.
О чтении книг за компьютером
Можно читать книги с кружечкой горячего чая и печеньем или еще чем-нибудь из еды. Но, как правило, читая обычную книгу, её нужно держать руками, т. к. многие книги, особенно новые, имеют свойства закрываться или просто перелистываться. Компьютер в этом плане гораздо удобнее, т. к. остаются свободными обе руки, и только периодически нужно нажимать кнопку, чтобы перейти на другую страницу.
У многих сейчас имеется постоянный доступ к Интернету, что даёт еще одно преимущество. В тексте часто можно встретить незнакомые слова и, когда попадаются такие слова, не нужно идти, брать словарь и искать это слово – просто открываешь Google и сразу находишь его значение.
Часто в книгах попадаются какие-то красивые изречения, которые хотелось бы иметь под рукой. Для этих целей есть специальный текстовый файл, куда можно добавить понравившиеся цитаты. И для этого опять же не надо идти, брать тетрадку и ручку и выписывать это предложение – просто открываешь текстовый файл и копируешь. Читатели книг на компьютере считают наиболее удобной программу под названием AlReader (официальный сайт: http://alreader.kms.ru/).
Вдумчивое чтение
Смысл в прочтении любой книги не в том, чтобы ее просто прочитать, а чтобы прочитать вдумчиво и понять идею всей книги. Вдумчивое чтение — это, наверное, самый важный навык, который нужно развивать. И вот почему:
- это помогает понять, зачем мы вообще читаем.
- Это способствует развитию критического мышления, навыков общения и понимания.
- Это главный аналитический инструмент при обучении в вузе.
- Это помогает выжить в современном мире, переполненном информацией.
Известный культуролог Д.С. Лихачев пишет: «Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение». Его поддерживает и психолог Б. М. Теплов: «Понять художественное произведение – значит прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним».
А разработчик электронной книги Amazon Kindle Джейсон Меркоски отмечает:
«Существует два вида чтения: поверхностное и глубокое. И вне зависимости от того, какой контент вы потребляете, если вы хотите усвоить его, нужно читать углубленно, проникая в смыслы и считывая нарративы. Мы не должны превращать информацию в нездоровую пищу для сознания. Книги не виртуальная реальность, это простой инструмент, но он требует использования всех возможностей мозга». О вдумчивом чтении можно написать небольшое литературное произведение в формате «даймонд».
Инструменты вдумчивого чтения
Предметные стандарты по литературе включают ряд умений, связанных с вдумчивым чтением, и считаются достигнутыми, если учащийся
- задает вопросы по тексту и отвечает на них;
- воспринимает изобразительно-выразительные средства в произведении, поэтические образы и определяет их роль в произведении;
- подтверждает свое мнение тестом;
- определяет тему и основную мысль произведения;
- выделяет в тексте «образные» слова и выражения, морально-этическую и оценочную лексику и объясняет их значение;
- сравнивает героев разных произведений;
- связывает прочитанное произведение, изображенные события, героев с примерами из собственного опыта, из других произведений;
Чтобы эти умения выработать, вам необходимо воспользоваться специальными стратегиями чтения. Использование стратегий чтения формирует умения, позволяющие взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом; включает процедуры, помогающие читателю анализировать свое понимание содержания произведения, заключенную в нем информацию и способы работы с учебным материалом.
Стратегии чтения
Дерево вопросов
Дерево вопросов поможет вам построить диалог с текстом и автором и сформулировать вопросы для глубокого чтения и понимания произведения.
Первый шаг к пониманию – это выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Думая, человек спрашивает и отвечает. Лучший способ понимания - это самостоятельная постановка вопросов к тексту. «Правильно читать» – значит уметь задавать себе и персонажам простые, но важные вопросы. «Почему он так поступил? Смог бы я так же?» Если это получается, значит, вы состоялись как читатель.
Простые вопросы. Это вопросы, которые начинаются с вопросительных слов: «КТО...? КОГДА...? ЧТО...? ГДЕ...? и др». Ответы на эти вопросы можно найти в тексте в готовом виде, они требуют найти и только воспроизвести прочитанную информацию. Ответ ищите в тексте.
Аналитические вопросы. Это вопросы, которые выясняют различные связи: причину и следствие, сходство и контрастность, временные связи и противоречия. Это вопросы на непонятное (трудно объяснимое), что-то удивительное, неоднозначные объяснения, недостаточные сведения о событии, герое, его поступках и т.п.: почему…? Как…? Зачем…? Ответ ищите в подсказках и между строк.
Глубинные вопросы. Вопросы на оценку, обобщения, личное восприятие, связь с другими произведениями, личным опытом, реальной жизнью. Это вопросы к глубокому пониманию текста: как соотносится…? Какие ценности…? Что для вас важно? Что было в вашем опыте? Что было в других произведениях? Ответ свяжите с собой, со своим жизненным опытом.
Есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Необходимо различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы).
Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Постановка разных вопросов научит вас думать над прочитанным, понимать произведение. Заданный вами вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики вашего уровня погружения в текст, показателем умения анализировать его, видеть проблемы, выявлять глубокие мысли писателя, его ценности.
Если вам необходимо читать вдумчиво, то помогут эти 10 вопросов.
Как читать стихи
«Подобно тому, как красота цветов раскрывается лишь в зелени листвы, так и стихи обретают свою силу только в мастерском чтении», - говорил индийский поэт Рабиндранат Тагор. Как при чтении прозаического произведения, так и при исполнении лирического стихотворения недостаточно просто говорить слова. Само название “лирика” напоминает нам о том, что поэтические произведения первоначально пелись под аккомпанемент лиры. Символом поэтического вдохновения считается волшебный крылатый конь Пегас. Его родителями были морской бог Посейдон и горгона Медуза. Конь летал со скоростью ветра. Жил в горах. Ударом копыта о землю Пегас выбил источник Гиппокрена («Ключ коня»), вода которого дарует вдохновение поэтам. По этой причине выражение «оседлать Пегаса» – написать вдохновенные стихи, а в более широком смысле – стать поэтом.
В мировой культуре Пегас – это символ вдохновения и покровитель всех творческих людей. Наряду с сочинением поэтических произведений их выразительное исполнение также творческий процесс. Выразительность чтения достигается при помощи выразительной триады: техники чтения, логики чтения и эмоционально-образной выразительности. Главное средство речевой выразительности – интонация произведения. Интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерений автора и осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям.
Три взаимосвязанных компонента выразительности
- Техника речи. Это владение голосом (тихо-громко, быстро-медленно), дикция, четкое и правильное произнесение звуков, слов, фраз (это техника речи и орфоэпическая грамотность).
- Логика речи. Логическая ясность - это постановка логических ударений и соблюдение логических пауз. В стихах для соблюдения ритма паузы ставятся в конце строк, для передачи смысла и логических ударений могут ставиться и в середине. Логическое ударение ставится на слова, несущие ключевое значение. Логическое ударение – выделение голосом слова, нажим голосом на слово, а логическая пауза – остановка в речи.
- Эмоционально-образная выразительность – передача настроения, чувств, мыслей автора: здесь – раздумье, а здесь – радость, восхищение, любование, грусть и т.п.
Зачем читать стихи
Что же такое Стихотворение?
Музыка нашего сердцебиения?
Нашего разума тайное пение?
Танец рассудка и воображения?
Что ты такое, Стихотворение?
Ты - вдохновение ! Ты - озарение !
Вечность, открытая нам на мгновение!
Вместе и тайна, и откровение…
- Да ! - соглашается Стихотворение.
- Все это - я , это я, без сомнения!
Я - вдохновение, я - озарение,
Неповторимое повторение,
Но, добавляет оно еле слышно,
Может, я зря выражаюсь так пышно?
Я – лишь бессмысленная болтовня,
Если читателя нет у меня.
Ты - вдохновенный и озаренный,
Ты - мой читатель, душой одаренный,
Ты мне нужнее, чем сердце в груди.
Жду. Приходи.
Стихи не только облагораживают нас духовно, но и развивают наш мозг. Исследователи из Ливерпульского университета (Великобритания), наблюдая за людьми, читавшими сочинения В. Шекспира, У. Вордсворта, Томаса Стернза Элиота и других светил английской поэзии, анализировали, как в это время работает их мозг. Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты.
Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения